Значимость ретроспективы

eduScrum – это методика, в основе которой лежат циклы непрерывного улучшения (KaiZen).

Каждый цикл состоит из четырёх шагов: планирование, работы над задачами, оценка результата и оценка взаимодействия внутри команды и личностного роста каждого участника.

Благодаря тому, что мы делаем частые остановки для обзоров, мы можем непрерывно повышать качество работы. Если мы не будем оценивать результаты, которые получили, давать обратную связь и планировать конкретные шаги для изменения в следующем цикле работы, то изменения либо не произойдут, либо будут неустойчивыми и хаотичными. Скорее всего мы будем вынуждены топтаться на месте, раз за разом повторяя одни и те же ошибки.

Инструментом непрерывного роста в eduScrum является ретроспектива.

Как оглядываться назад так, чтобы двигаться вперёд

Что обычно происходит после того, как вы провели успешный урок? Выдыхаете и уповаете на то, чтобы звезды вставали удачным для вас образом и дальше? А если встреча с родителями или очередное занятие пошло в разрез с вашими планами, ожиданиями и ощущается откровенно провальным? Корите себя и надеетесь, что это была разовая неудача? Или всё-таки выделяете время и место тому, чтобы осмыслить полученный в обоих случаях опыт, сделать выводы и выработать шаги по поддержанию или улучшению процесса?

Если в вашей школе работает грамотный куратор, он поможет организовать встречу по осмыслению педагогического опыта. А как самостоятельно помочь себе эффективно отрефлексировать свою работу, разнообразить и усилить обратную связь ученикам и оказывать мощную поддержку в развитии команд, работающих над проектом?

В eduScrum эти задачи решает ретроспектива – один из важнейших механизмов реализации принципа постоянного улучшения (KaiZen).

Ретроспективные мероприятия помогают учиться на опыте и улучшать качество работы всей команды, а также каждого участника в отдельности как её части.

Можно просто собраться вместе и обсудить «как всё прошло», однако структурность добавит ещё большую ценность ретроспективной сессии.

В завершении eduScrum цикла предполагается развёрнутая ретроспектива всего периода работы над проектом и в этом случае за отведённый на это урок команды проходят через несколько этапов:

Открытие (настройка на работу);
Сбор данных (какие аспекты работы будем анализировать);
Генерация идей (поиск решений для улучшения процессов командной работы);
Выработка плана действий (какие изменения привносим, кто ответственный);
Закрытие (завершение рефлексии с благодарностью и уважением к каждому).

При этом элементы этого мероприятия в качестве экспресс-диагностики используются в конце спринтов или оговоренных временных этапов работы над проектами, а также в любой момент при необходимости фасилитации командной работы.

Открытие

Ретроспектива нужна, чтобы улучшать взаимодействие друг с другом, оценивать личностный рост и получать обратную связь от всех участников проекта. Поэтому очень важно в её начале провести аккуратное и бережное открытие, создать комфортную и доброжелательную атмосферу, в которой приятно взаимодействовать друг с другом и спокойно высказывать своё мнение.

Открытие обычно состоит из двух частей: рассказ о том, что будет происходить и знакомство участников друг с другом. Даже если ретроспектива проходит в команде, где все уже хорошо друг друга знают, всегда найдутся интересные игровые способы познакомиться по-новому, для того чтобы создать расслабленный весёлый настрой, который поможет в дальнейшем участникам продуктивнее общаться друг с другом.

Необычное знакомство можно тематически соединить с темой проекта. Например, если команды работали на уроке биологии, можно разложить в углах класса листы с надписями «белки», «жиры», «углеводы» и попросить детей сгруппироваться около той или иной таблички исходя из того, что они ели сегодня на завтрак.

Ещё один из простых вариантов, также связанных с определением своего места в пространстве, – распределиться по удалённости постоянного места жительства от школы.

Учитель или один из учеников (представляет школу) стоит в центре класса, а остальные становятся вокруг него – чем дальше ребёнок живёт, тем дальше стоит от учителя. Можно добавить ориентацию по сторонам света.

В обоих случаях детям придётся не просто подумать о том, какое место в классе занять, но и обсудить с другими свои предположения и скорректировать их при необходимости.

Сбор данных и генерация идей

Никто кроме самих участников лучше не знает, что сейчас происходит в команде. Поэтому важно провести опрос всех: что сейчас происходит, есть ли какие-то моменты, которые хотелось бы исправить, есть ли какие-то проблемы, которые необходимо решить, для того чтобы успешно работать дальше.

Способов организации сбора мнений, их анализа и принятия решений на его основании существует множество. Самый простой и базовый – придерживаться логики трех вопросов:

Что было сделано хорошо?

Что можно было бы сделать лучше?

Что необходимо делать по-другому в следующий раз?

Задавая их, говорим о команде, о совместных решениях, успехах и сложностях, а не о том, что Миша или Галя, возможно, делали недостаточно хорошо. По результатам обсуждения дети могут самостоятельно или с помощью педагога принять решение о том, в какой степени они принимают на себя ответственность за улучшения и какие обязательства в связи с этим готовы взять.

Один из игровых вариантов – позвать джинна. Предложите ученикам, коллегам или родителям – любым участникам ретроспективы – представить, что им в руки попала волшебная лампа, и джинн готов выполнить их желания, но с некоторыми условиями:

одно желание можно загадать для себя, одно для команды, одно для всех людей на планете/школы.

Просить больше желаний или нового джинна нельзя.

Зато можно избежать споров по поводу того, чьё лучше или полезнее, если предоставить возможность каждому записать на отдельных листах бумаги свои желание перед тем, как начать обсуждение, и напомнить всем, что любой вклад ценен.

Команда при этом может придумать способы, как помочь реализовать индивидуальные желания каждого.

Выработка плана действий

После того как участники обсудили все вопросы, важно составить план действий для того чтобы внести изменения.

Если просто собраться и поговорить о проблемах, этого будет недостаточно, чтобы начать действовать.

Предлагайте команде вырабатывать конкретные шаги по внесению изменений в работу, выбирать ответственных за реализацию этих шагов, держите их на виду так долго, как это необходимо, отслеживайте повторяющиеся сложности и обращайтесь к ним.

Планируя ретроспективу важно помнить, что нужно не только брать новые задачи, пожелания или правила в работу, а также обеспечить возможность отслеживания прогресса – как влияют на работу команды вносимые изменения.

Здесь помогут хорошо знакомые вам по работе над проектом стикеры. С одной стороны, они обеспечивают визуализацию и прозрачность процесса, а с другой – возможность высказать и обсудить любое мнение, даже если оно не соответствует общему настроению команды. Тем самым не поддаться влиянию авторитетов или усреднённого мнения, не упустить возможности для развития и включения критического мышления.

Иногда ретроспектива в завершении проекта, когда уже нечего терять, оказывается наиболее мощной точкой роста с точки зрения качества коммуникации внутри команды, в том числе возможностью проявить скрытые конфликты, уделить этому внимание и сделать выводы.

Закрытие

В конце ретроспективы важно закончить её в приподнятом настроении.

Все участники только что обсуждали друг с другом насущные проблемы, говорили о наболевшем и совместно разрабатывали решение. Все провели грандиозную работу, и для того чтобы шаги, которые были внесены в план действий, захотелось выполнять, важно испытывать положительные эмоции по поводу встречи. Поэтому очень важно поблагодарить друг друга за проведённое время, за уважительное и бережное отношение друг к другу и за то, что все хотят улучшить совместную работу.

Существует много способов поблагодарить друг друга: это могут быть три комплимента соседу слева и справа, это могут быть маленькие подарки, которые заранее приготовил ведущий (конфеты, или наклейки, или маленькие сердечки). Можно придумывать разные варианты, главное, чтобы каждый участник ретроспективы получил свою порцию тёплых слов и признание.

Найдите свой способ отпраздновать проделанную работу.

Важный совет

Взрослым людям обычно бывает нелегко в обсуждении выйти за рамки проблем. Мы мастерски отмечаем недостатки и с трудом переходим на уровень решений и желаемых результатов.

Дети с большей готовностью отмечают то, что у них получилось и, возможно, некоторым требуется помощь в том, чтобы также видеть и успехи других. Для них ограничением чаще выступает позиция учителя и рамки «правильного», которые транслирует педагог.

В любом случае для организации действительно развивающей ретроспективы будет полезно принимать во внимание один из принципов коучинга –

 

 

независимо от того, что мы обнаруживаем, мы искренне верим в то, что каждый выполнил свою работу наилучшим образом, учитывая то, что он знал и умел на тот период, его навыки и способности, доступные ресурсы и сложившуюся ситуацию.

В комплекте материалов к тренингу мы знакомим вас и с другими способами проведения ретроспектив, в том числе с картами и рисунками.

Об авторе
Ещё об eduScrum