Есть ли жизнь после тренинга?

или

Что нужно, чтобы ваш eduScrum заработал?

Один из частых вопросов, которые участники задают нам в конце тренинга – это «Как сделать, чтобы методика эффективно работала?»

Спасибо вам за этот вопрос, он действительно важный, ведь мы понимаем, что окончание обучения и получение сертификата – на самом деле только первый шаг в работе. А вот как сделать, чтобы за ним последовали остальные шаги и обучение не прошло зря?

Мы изучили опыт коллег, которые успешно запустили и применяют eduScrum в работе, и выделили несколько факторов, которые им в этом помогли.

Подготовительная работа

Воодушевление после только что пройденного обучения и желание поскорее применять новые знания могут обернуться против вас, если кроме них у вас не будет ничего к началу работы над проектом.

Позаботьтесь о том, чтобы у вас было всё необходимое для старта: материалы подготовлены; все, кто отвечает за обучение, в курсе вашего нового формата работы; вы располагаете необходимым временем и ресурсами и можете заручиться поддержкой единомышленников.

«Всё готово к началу проекта» — подготовка материалов у сертифицированного учителя eduScrum, Алексея Чувакова, гимназия №47 г.Екатеринбург.

Единомышленники

Если рядом с вами есть люди, которые поддерживают ваше начинание, готовы помочь разобраться со сложностями и вовремя дополнить работу свежими идеями – половина успеха вам обеспечена.

Как же найти таких людей? Лучше всего, если вы сразу были вместе на тренинге, и уже вернулись оттуда, обсуждая новый проект. Если такой возможности не было, то поделитесь с коллегами тем, что знаете сами – расскажите о методике, о том, в чём вы видите её пользу, пройдите с ними как со студентами, основные этапы. Вы сразу поймёте, у кого загораются глаза, и кто тоже хочет принять участие в вашем начинании. Нередко оказывается, что ваши коллеги обладают уникальным опытом, знаниями и готовы поделиться, если вы сможете объяснить, в чём испытываете потребность.

Коллегам, не прошедшим тренинг, начинать вместе с вами может быть страшновато, зато энтузиазм студентов по поводу нового способа организации проекта с большой долей вероятности будет заразителен. Выставляйте eduScrum доски на всеобщее обозрение, говорите смело о вашем опыте. Ведь смелость – одна из ценностей Scrum.

Обмен опытом в применении инновационных методик и технологии eduScrum в урочной и проектной деятельности во время Форума педагогов Подмосковья на базе МОУ «Гимназия №21». О своём опыте рассказывает тренер eduScrum, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия № 21», Людмила Мартыненко

Доверие

Для того чтобы ваши студенты доверились вам в новом и непривычном, им важно почувствовать, что вы доверяете им в том, что они справятся, что они способны действовать сами, что они могут разобраться, и что они достаточно открытые, самостоятельные и активные. Если мы хотим, чтобы обучение стало сотрудничеством, а не сопротивлением, нам придётся учиться доверять и создавать атмосферу доверия, в том числе в среде коллег.

«Доверие в школах сводится к одному: психологическая безопасность. Под этим я подразумеваю возможность высказывать свое мнение, открыто и честно обсуждать, что работает, а что нет, принимать коллективные решения, рисковать, терпеть неудачи — все, что говорят нам исследователи — необходимо для глубоких организационных изменений и преобразований» (Источник: «How to build trust in schools»)

Не всё сразу

Сделать сразу большой шаг сложно – особенно если вы пока не уверены в том, как нужно шагать.

Поэтому не нужно пытаться сразу охватить все элементы eduScrum и сделать большой проект, вложив в него все силы. Есть риск, что процесс или результат не совпадут с вашими ожиданиями, и вы вряд ли захотите попробовать ещё раз, несмотря на знания о циклах постоянных улучшений.

Начинайте с тех элементов, в которых вы наиболее уверены. (Вот тут мы рассказывали, как можно начинать двигаться постепенно). С каждым успешным шагом следующий будет даваться вам всё легче. Но шаги всё же нужно делать вам.

Делать и ошибаться лучше, чем не делать вовсе

Если вы считаете, что начинать применять eduScrum можно только тогда, когда вы будете абсолютно готовы, то вы никогда не начнёте.

Помните фразу «Fail fast, be agile»? Только практикуя, вы получите опыт, и только с ним вы будете всё более и более готовыми к работе. Не сев на велосипед, нельзя научиться кататься на нём.

Помните, что тренеры команды eduScrum Россия всё время на связи и готовы оказать поддержку.

Сопровождение

Если же вам хочется, чтобы мы помогли настроить процесс, помочь разобраться с запуском проектов, подумали вместе над разбиением проекта и его подачей, разобрали интересующие вас компетенции преподавателя, необходимые для эффективной работы и развития практики eduScrum – мы можем организовать индивидуальное сопровождение в течение 2-3 месяцев. Обычно этого времени достаточно, чтобы вы почувствовали себя уверенно и смогли дальше двигаться самостоятельно без нашего постоянного онлайн присутствия.

Тренеры Екатерина Бредихина и Анастасия Борисова на уроке, организованном по eduScrum в рамках сопровождения организации проектного обучения в школе «Президент»

Стажировки

Ещё один вариант погрузиться в практику в полевых условиях – это пройти стажировку на одной из стажировочных площадок.

Это школы, которые не только активно применяют eduScrum в работе с разными классами и по разным предметам, но и организуют возможность пройти практическое обучение «из рук в руки» для всех желающих.

Тренер eduScrum, куратор стажировочной площадки на базе школы №95, г. Нижний Тагил, Ирина Анянова во время стажировки для учителей.

Вопросы тренерам

Мы постоянно говорим после тренингов участникам – мы всегда готовы вас поддержать. Пишите нам, уточняйте, проясняйте детали, которые не удалось изначально понять, делитесь с нами историями успехов и сложностями. Мы будем рады вам помочь.

Ваш опыт

Даже если вам кажется, что всё нужно начинать сначала, и гибкий подход в организации обучения – это что-то совершенно новое, что придётся осваивать с нуля, то это не так.

Мы уверены, что многие из вас на самом деле уже садились за руль вышеупомянутого велосипеда. У каждого за плечами есть разный опыт организации взаимодействия в группах, выстраивания отношений, конструктивного общения. И он может стать крепкой основой для создания нового подхода к обучению. Давайте обратимся к вашему опыту прямо сейчас! Поразмышляйте над вопросами:

  • Как вы проявляете гибкость в быту, на рабочем месте?
  • Что вы уже делаете в своей работе, что помогает наладить контакт со студентами?
  • Какие способы организации работы в группах вы уже используете или изучали?
  • Что является вашей сильной стороной при общении с людьми, о чём вам говорят собеседники? (умеете оказывать нужную поддержку, внимательно слушаете, замечаете настроение людей, умеете задавать точные вопросы, искренность и прочее)
  • Как этот багаж навыков, знаний и умений может быть использован в проектной деятельности?
  • С чего вы на самом деле уже готовы начать?

А как проходило ваше начало практики после обучения? На какие ещё важные моменты вы бы рекомендовали обратить внимание, чтобы старт работы по eduScrum был успешным?

Об авторах
Екатерина Бредихина
Ведущий лицензированный тренер

Екатерина Бредихина

Официальный представитель автора eduScrum
Professional Scrum Master (PSM I)
Математик, системный программист
Руководитель проектов
Специалист по игровому обучению

Ещё об eduScrum