Slide

Принципиальные отличия eduScrum от Scrum

Сравнительная таблица, которая поможет быстро понять различие двух подходов

Перед тем как сравнивать Scrum и eduScrum, важно понимать, что eduScrum создан для образования, и его интерпретации связаны с тем, какую цель он преследует.

И это, в первую очередь, организация нового формата обучения: командного, активного, основанного на взаимодействии и взаимообучении; направленного на формирование гибкого мышления и ответственности за процесс своего обучения.

Изучение предмета хотя и является важной составляющей (требуемой государственным образовательным стандартом), становится естественным следствием, а не главной причиной такого способа организации обучения.

Slide

Работающий продукт

Реализация максимальной ценности для заказчика.

Знания и навыки, которые получили обучающиеся. По сути — сам обучающийся с новым набором знаний, навыков и компетенций.

SCRUM

EDUSCRUM

Slide

Команды

Собираются по принципу кросс-функциональности для закрытия текущей задачи.

Собираются по набору компетенций и навыков, которыми обладают учащиеся, и которые они хотят в себе развить в процессе совместной работы над учебным проектом.

EDUSCRUM

SCRUM

Slide

Роли

SCRUM

Владелец продукта (Product owner-PO), Скрам-мастер (Scrum master-SM) и команда разработчиков, и это три условно отдельных роли. Условно, так как и PO, и SM допускаются как одна роль, хотя это и не приветствуется.

Роли Владельца продукта и eduScrum-мастера в основном лежат на учителе, особенно в начале работы по eduScrum, пока команды еще незрелые.

Часть задач и ответственности eduScrum-мастера по мере зрелости команды могут постепенно переходить от учителя к капитану команды: следить, чтобы команда вовремя собиралась на регулярные встречи, следить за eduScrum-доской, помогать разбираться с препятствиями, мотивировать команду на взаимодействие и эффективную организацию работы и т.д.

Учитель отвечает за конечный результат и за взаимодействие как между командами, так и внутри команд. Заказчиком обучения являются государство и родители (если речь об образовании в учебных заведениях) или организация (которая отправляет людей на обучение).

При этом заказчиком по мере зрелости команд могут стать и команды обучающихся, если они начинают ставить новые образовательные цели (становятся заказчиками своего образования, что соответствует идее передачи ответственности за образовательный процесс от учителя к самим обучающимся).

EDUSCRUM

Slide

Пользовательские истории могут быть использованы, но не требуются в руководстве.

Элементы бэклога всегда формулируются в виде Историй, рассказанных от имени учителя и команд обучающихся.

Бэклог продукта

SCRUM

Формируется из требований и пожеланий заказчика/(ов) к продукту.

Формируется из образовательных целей (тем, необходимых к изучению) и ценностей, реализуемых в результате работы над проектом.

EDUSCRUM

Slide

Спринты, итерационный и инкрементальный подход.

SCRUM

Работа над проектом состоит из нескольких спринтов, в конце каждого происходит приращение потенциально работающего продукта — инкремента. От спринта к спринту, проходя по итерациям рабочими циклами, команда получает продукт. В проекте много итераций-спринтов.

Весь проект может состоять из одного спринта, внутри которого есть несколько итераций. Если проект по одной теме, то конечный продукт, который можно посмотреть на обзоре и «потрогать», появляется к концу. Но при этом движение к нему происходит итерациями, когда команды и преподаватель проходят по циклу: «планирование-работа-промежуточный обзор».

Разница в том, что в конце каждой итерации не всегда есть инкремент продукта как физического воплощения, есть приращение знаний и навыков обучающихся, что и исследуется на промежуточных точках контроля (промежуточных обзорах). Полная ретроспектива и анализ взаимодействия и личностного роста происходят в конце проекта (спринта). Таким образом, от проекта к проекту происходит рост soft и hard skills команд, что и является работающим продуктом в eduScrum. Если же проект состоит из нескольких спринтов (изучается несколько больших тем), то готовый промежуточный продукт может быть в конце каждой темы, и тогда внутри спринта по-прежнему будут промежуточные обзоры, направленные на приращение знаний и навыков, а между спринтами — обзоры, направленные на приращение продукта и анализ работы команд.

EDUSCRUM

Slide

Оценка задач и планирование работы

SCRUM

Происходит оценка элементов бэклога, причём верхние элементы оценены более точно и детально описаны, в то время как нижние только в общих чертах.

Все Истории заранее известны и описаны учителем и/или командами в процессе планирования проекта(спринта) перед началом работы. В начале планирования происходит оценка сразу всех задач, а не Историй. Это связано с тем, что в обучающем процессе время на изучение темы ограничено учебным планом, и командам обучающихся необходимо освоить требуемый объём за конкретный промежуток времени. Поэтому примерное распределение выполнения задач строится сразу на весь проект. Примерное — потому что в процессе работы над проектом некоторые задачи могут быть детализированы или модифицированы, но общее понимание средней скорости работы происходит ещё на этапе планирования.

В случае, если в проекте несколько спринтов (тем, модулей), то оценку задач на каждый спринт можно проводить в начале каждого спринта.

EDUSCRUM

Slide

Соглашения

SCRUM

Definition of Done говорит о том, когда элемент бэклога признаётся «готовым», и что вся команда подразумевает под «готовностью» на основании стандартов компании, требований к продукту и критериев приёмки.

Definition of Fun и Definition of doing.
Эти термины описывают договорённости о работе команд и учителя.

Definition of Fun (DoF) говорит о том, как обучающиеся могут добавить радости и удовольствия в процесс работы (обучения), чтобы командам было работать интересно и в удовольствие. Главное условие — не нарушать рамки образовательного процесса и рамки удобства других команд.
Например, *«смеяться вместе», «слаженно работать», «доверять и чувствовать доверие», «давать положительную обратную связь», «слушать приятную, весёлую музыку», «приносить что-нибудь вкусненькое» (*руководство eduScrum)

Definition of doing (DoD) говорит о том, какие правила относительно взаимодействия и способов работы выбирают и устанавливают для себя команды, чтобы справляться вовремя с задачами и устранять препятствия. Кроме этого, когда команды становятся более самостоятельными и зрелыми, они могут самостоятельно формулировать универсальные действия, которые приведут к выполнению образовательной цели (что перекликается с Definition of Done), такие как:
*«Выполненная работа обсуждается или проверяется со всеми членами команды»; «Все члены команды готовятся к контрольным как минимум за неделю»; «Отчет соответствует требованиям, изложенным в учебнике» (*руководство eduScrum).

EDUSCRUM

Slide

События

SCRUM

4 формальных события: Планирование спринта, Дейли, Обзор спринта, ретроспектива.

И сам Спринт, который является контейнером для остальных событий.

Есть дополнительные события, связанные с требованиями образовательного процесса.

Планирование спринта начинается с Формирования команд: обучающиеся собираются в команды по набору компетенций и навыков, так, чтобы иметь возможность решать максимально широкий спектр задач.

Ретроспектива спринта имеет дополнительный этап — Личную рефлексию. Здесь обучающиеся проводят самооценку и развитие собственных навыков и качеств, согласно карте индивидуального развития.

EDUSCRUM

Об авторе
Екатерина Бредихина
Ведущий лицензированный тренер

Екатерина Бредихина

Официальный представитель автора eduScrum
Professional Scrum Master (PSM I)
Математик, системный программист
Руководитель проектов
Специалист по игровому обучению

Ещё об eduScrum