Как начать использовать eduScrum на занятиях шаг за шагом?

Возможно, потребуется не один год, чтобы перестроить всю работу над проектами с применением всех принципов методики.

Как же начать применять eduScrum в своей обучающей деятельности, чтобы постепенно, шаг за шагом двигаться к цели? С каких практик стоит начинать, а с какими лучше не спешить?

Вспоминаем основные этапы работы по eduScrum и для чего они нужны

Критерии «веселья» или «Что нас радует?»

Основой успешной работы команд и возможности построения эффективной реализации проектов является доверие.

Только если ученики понимают, что их мнение важно, они готовы сотрудничать. Только если есть широкие, но прочные рамки процесса работы в классе, внутри этих рамок возможно свободное взаимодействие.

Поэтому учитель и ученики «на берегу» до начала проектов договариваются об общих правилах работы. Мы за то, чтобы было весело всем, но при этом, чтобы соблюдались правила от учителя и учитывались цели обучения.

Командообразование: разбиение на команды и выбор названия

Чтобы стать «совладельцами» своего процесса образования, ученикам нужно почувствовать себя командой.

Мы выбираем команды по принципу смешанных навыков в команде, совместно придумываем название и понимаем, «зачем мы».

Подготовка карты проекта

Карта проекта — это будущая скрам-доска проекта. На ней происходит вся работа от названия команды и до полной готовности всех задач. Неотъемлемая важная часть при работе над проектом, обеспечивает прозрачность процесса и максимальную вовлечённость.

Критерии «работы» или «Как мы работаем?»

Чтобы работа над проектом не вызывала вопросов о взаимодействии или способах связи, стоит договориться заранее как всем участникам команды работать друг с другом лучше всего.

Разбиение проекта на истории

Проект — это огромная глыба, которую невозможно сдвинуть целиком. Поэтому первая задача в начале работы — научиться разбивать эту глыбу на отдельные мелкие камни и камешки, с которыми легко справиться.

Определение критериев готовности или «Когда мы будем праздновать?»

Если мы не знаем, куда мы идём, то как мы поймём, что пришли? Участникам команды необходимо понимать, что они достигли цели в каждой задаче, значит, нужно иметь чёткие критерии готовности работы.

Разбиение историй на задачи и оценка сложности

Камни проекта всё ещё слишком крупные, чтобы справиться с ними за короткий срок. Давайте превратим их в задачи такого размера, что один человек может справиться с задачей за небольшой отрезок времени, тогда можно распределить задачи между собой.

Работа над проектом: учитель, команда, обзоры

Когда всё готово, начинается работа. Выполнение задач, обучение и проверки, всё то, без чего мы не дойдём до цели. И мы шаг за шагом, стикер за стикером, начинаем движение вперёд.

Конец работы. Ретроспектива

Оценка своего вклада в команду, личного роста и изменений в работе команды очень важны для создания атмосферы доверия и открытого общения, а также понимания и собственного прогресса, и возможностей дальнейшего роста. Проект готов, а каких вершин достиг ты и твоя команда?

Намечаем первые шаги

Наша задача, как преподавателей, помочь ученикам освоить новую систему и показать, что работа по методике интереснее, веселее и эффективнее, чем при классическом подходе. Исходя из этого, мы и будем выбирать «первые шаги».

Вот несколько вариантов, с которых можно начинать для подготовки работы в eduScrum:

 

Начнём с себя!

Невозможно привить agile-мышление, если сам не проникся этим подходом. Поэтому, пока не начали работу с учениками, давайте попробуем поработать сами, в коллективе учителей по методике eduScrum, например, над планированием этого учебного года?

Начнём с команд!

Дети привыкли работать «каждый сам за себя» и ещё не понимают силу команды. Начните с работы в командах — пусть у вас не будет проекта, но общее взаимодействие, привычка думать «на всех» и взаимовыручка станут первым шагом в нужную сторону.

Главное — чтобы было весело!

Установить правила работы, а точнее «Условия для радости» можно даже без работы над проектом. В любом процессе важно взаимоуважение и соблюдение интересов сторон, так почему бы не начать так работать прямо сейчас?

Ретроспектива как способ разобраться

Умение оценивать свои навыки, посмотреть на себя глазами других и почувствовать свой личный прогресс пригодятся в любой работе. С какой машиной, или зверем, или словом я ассоциируюсь и почему? А как я себя чувствовал на этом уроке? Что я думаю по поводу своих сильных качеств? Ретроспективные игры могут стать отличной подготовкой к работе в командах с кросс-функциональными навыками.

Готовый проект

И, наконец, первый шаг к работе над проектом, который потребует значительной подготовки учителя — это готовый проект. Разбейтесь на команды и придумайте название, дайте ученикам не только проект, но и истории, критерии готовности и отдельные задачи — пусть старт проекта будет максимально простым. Ученикам по-прежнему остаётся над чем поработать, сами задачи, но они сразу окунутся в методику и оценят силу итераций. К тому же, такой способ существенно сократит время длительности проекта и хорошо подходит, если у вас мало уроков на проект.

Об авторе
Екатерина Бредихина
Ведущий лицензированный тренер

Екатерина Бредихина

Официальный представитель автора eduScrum
Professional Scrum Master (PSM I)
Математик, системный программист
Руководитель проектов
Специалист по игровому обучению

Ещё об eduScrum