Как применять скрам-доску дома? Личный опыт

Автор: Олеся Конова, оригинал статьи по ссылке.

Осенью, под впечатлением статьи «Что такое SCRUM-доска и как она учит ребёнка управлять своими делами» а потом ещё и вебинара Екатерины Бредихиной, начали пользоваться скрам доской. Методика оказалась работающей, нам понравилось. А ещё она гибкая, мы её под себя изменили, настроили в процессе использования. В этом семестре будем заново перенастраивать систему (это и хорошо, без застоя). Запишу то, как было до этого, на память. А может кому и пригодится.

Как всё было устроено?

Доску использовали магнитную. Обычные стикеры у нас отклеивались, поэтому для повторяющихся дел мы наклеили на магнитную бумагу и подписали разноцветные бумажки.

Жёлтые для повторяющихся занятий Айки (математика, русский, окружайка, английский, спорт и т.п.);
Зелёные для нерутинных дел Айки (например, вклеить фотографии кукол в игрушечный паспорт, смастерить почтовый ящик и т.п.);
Розовые для повторяющихся домашних дел для взрослых (мытьё пола, стирка и т.п.);
Красные для нерутинных дел взрослых (испечь пирог, попеть песни, снять видеопоэзию и т.п.);
Потом ещё появились Рыжие в рамочках для Айкиных занятий с учителями.

Саму доску поделили на 3 ряда:

1) Верхний ряд – палитра, разделена на 4 столбца.

Рутины по дому (в основном, взрослые);
Первая категория важности Айкиных занятий (математика, русский, окружайка, учиру и т.п.);
Вторая категория важности Айкиных занятий (изо, настолка, английский, чтение и т.п.);
Нерутинные идеи (взрослые и детские) – часть на магнитных карточках (повторяющиеся, типа пирога), часть на бумажках (для любых других идей).

2) Средний ряд – to do, разделена на 7 столбцов (по дням недели).

3) Нижний ряд – done, разделена на 7 столбцов (под каждым днём собирается отдельная кучка сделанного).

Как оно работало?

В конце недели, после подведения итогов (об этом позже), выстраивали план на следующую неделю. Расставляли карточки с фиксированными по времени занятиями с учителями (скрипка, карате, английский). Ставили скрипку на каждый день, в который не было учителя скрипки. Остальные карточки отправлялись обратно в палитру.

В начале каждого дня (или накануне следующего дня) Айка сама добирала себе карточек-планов на день. Всего 5. То есть если в жёстком расписании уже стояло 2 урока с учителями + скрипка, то Айка добирала ещё две до пяти. Причём добирать можно было строго по порядку, сначала из первой категории важности (математика и т.п.), а потом второй (изо и т.п.), а если оставалось еще место, то из третьей, свободной. Если хотелось, то можно было и больше сделать дел, конечно. Их можно было выбрать после сделанных пяти. Иногда, конечно, что-то спонтанно делалось и добавлялось постфактум. Сделанные дела перемещались в нижний ряд (done), в колонке под этим же днём.

В конце дня подводились итоги. За сделанное – хвалили. Если что-то не удавалось сделать, то быстро проговаривали почему так вышло. Далее – или отправляли карточку обратно на базу или перемещали в план следующего дня.

В конце недели подводились итоги недели, совмещённые с праздником окончания недели. Зажигали лампочки-свечки вокруг блюдца с 6 шоколадками-камушками.

Сделанные карточки снимались с доски и подсчитывались. Определялось дело — победитель в каждой категории. В занятиях чаще всего побеждала скрипка, за вторые места боролись математика и английский, с третьими всё по-разному было. Победителя необычных дел определяли голосованием (что было круче — организованный нами детский праздник или пирог?). Немного обсуждали несделанное — почему не получилось, может нужно уменьшить количество заданий такого типа, или убрать их вообще, или переместить в расписании. После этого все поздравляли друг друга с окончанием недели, хвалили за успехи и торжественно съедали по одной шоколадке-камушку тёмного цвета.

После этого выстраивали план на следующую неделю (об этом раньше). Торжественно съедали по одной шоколадке-камушку светлого цвета. Желали друг другу хорошей следующей недели. Пели песню под гитару. Всё.

П.С. Иногда понимали, что нужно переделать какие-то категории карточек, добавить новые, объединить старые, изменить им рейтинг важности и т.п. Саму систему тоже обсуждали и иногда модифицировали. Но это происходило только в конце недели (типа коня на ходу не меняют), и принятое практиковалось всю следующую неделю, а потом принималось решение оставить как есть, вернуться к старому или поменять снова. Пытались договариваться, голосовали и т.п.

Ещё об eduScrum