eduScrum. Основные шаги построения эффективной работы над проектом.

Чаще всего в представлении у тех, кто что-то слышал о Scrum, первое, что возникает в голове это «переклеивание стикеров с задачами по доске».

Действительно, такая часть есть в методике, но прежде чем добраться до неё, нужно уделить внимание нескольким важным этапам, без которых всё так и останется на уровне «теперь мы вместо работы ещё и бумажки переклеиваем».

Я расскажу об eduScrum, так как прежде всего специализируюсь в образовании, но это справедливо для любой команды в любой организации.

Итак, основные шаги, из которых состоит построение эффективной и рациональной работы по eduScrum:

Создать рабочее пространство.
Сформировать команды.
Понять цели проекта.
Сформулировать правила игры.
Разбить на задачи.
Работать над задачами. (Переклеивание стикеров тут!)
Оценить итоги работы.
Провести ретроспективу.

Как видите, до шага с переклеиванием стикеров ещё много чего нужно сделать. Давайте посмотрим подробнее, что именно и зачем.

1. Создать рабочее пространство.

Единственная возможность работать открыто, общаться друг с другом, обсуждать вопросы и принимать решения — это безопасное рабочее пространство, в котором участники относятся с уважением друг к другу.

Что будет, если за предложенную идею тебя поднимут на смех, а ошибка будет причиной нападок? Закрытость, потеря инициативы, нежелание работать.

Поэтому в самом начале важно проговорить о правилах работы друг с другом, услышать и принять важные моменты для обеих сторон (учитель и ученики), не насаждать свои правила, а получать их во взаимном диалоге.

Это первый шаг к доверию и уважению.

2. Сформировать команды

Команда — это основа работы в eduScrum.

Команду нельзя просто слепить, поставив учеников рядом. Командой нужно стать и почувствовать себя её частью.

Для этого нужно организовать правильное распределение учеников по группам с помощью командообразующих игр, дать им придумать своё название, понять, что это ИХ команда, а не ваше распределение.

И тогда они готовы начать работать вместе.

3. Понять цели проекта

Нельзя выиграть гонку, если не знаешь где финиш. Принцип eduScrum гласит — учитель объясняет ЧТО (что ученики должны достичь в конце проекта) и ЗАЧЕМ (для чего им нужно это получить).

И только чётко представляя конечный пункт, можно эффективно выбирать способ добраться до него.

4. Сформулировать правила игры

Чтобы вся команда могла работать согласованно и иметь возможность в случае неожиданных моментов иметь ориентир для принятия решений, нужны единые правила работы, которые принимаются командой совместно.

Как мы организуем работу? Как мы общаемся? Как часто встречаемся? Какими средствами связи пользуемся? До какого времени доступны в течение дня? Что делать, если кто-то заболел?

Когда есть чёткое понимание как поступать в той или иной ситуации, уже не нужно думать об организации процесса, можно спокойно работать над проектом.

5. Разбить на задачи

Правильно разделить большой проект на отдельные задачи — это уже сделать часть работы.

Что сделать раньше, а что в конце, сколько задач можно выполнить за определённый срок, распределение задач между участниками — это выстраивание ступенек, по которым команда будет идти к цели.

6. Работать над задачами

Ура, наконец-то работа! Выполняем задачи, двигаем стикеры по доске, радуемся прогрессу проекта.

7. Оценить итоги работы

После окончания проекта важно узнать его итоги.

Почувствовать реальный результат в школьной жизни сложнее, чем в рабочей практике, многое идёт от обратной связи учителя.

Важно понять, правильно ли были выбраны инструменты решения задач, насколько хорошо и быстро команда достигла цели. И, к тому же, озвучивание итогов — это подтверждение команде, что работа проделана не зря и результат принят.

8. Провести ретроспективу

В конце работы мы снова возвращаемся к команде.

Каждому участнику важно понимать свой вклад в работу; то, как он вырос, работая над проектом; что было некомфортно ему и другим.

Дополнительно на этом шаге мы обсуждаем, как проходило взаимодействие. Это настройка команды на работу друг с другом для того, чтобы с каждым новым проектом ещё лучше взаимодействовать, фокусируясь на цели работы, а не проблемах в общении.

Об авторе
Екатерина Бредихина
Ведущий лицензированный тренер

Екатерина Бредихина

Официальный представитель автора eduScrum
Professional Scrum Master (PSM I)
Математик, системный программист
Руководитель проектов
Специалист по игровому обучению

Ещё об eduScrum